Проза
 

Космическая ботаника, или ботанический космос

Я держу в руках толстую книгу Сергея Иванова с уютным “земным” названием “Ботанические сказки”. Эта книга достойна того, чтоб над ней подумать, поразмышлять на очень серьезные темы. На такие, например, как рождение и смерть вселенных, сосуществование параллельных миров, физическая сущность Времени, дефиниция Жизни…

И еще, и еще другие… Несть числа сложнейшим философским и космогоническим вопросам, поставленным автором и успешно разрешенным…

Да, автор успешно разрешает для себя глубинные проблемы Бытия, но нам, читателям, бесполезно надеяться на простые разгадки. Ибо автор, подобно Нострадамусу, любой ответ на поставленный им же самим вопрос дает в зашифрованной метафорической форме, упаковывает, прячет в смелый фантастический сюжет…

Такая книга, конечно же, ни в коем случае не может быть отнесена к литературе массовой, к массовой культуре. Настоящими читателями такой книги могут быть только подлинные интеллектуалы, умственная элита…

С одной стороны, это лестная оценка для автора… С другой стороны, это печальная информация для него же.

Суть печальной информации в том, что популярной, общепризнанной такая книга быть никогда не сможет. Никакого, выражаясь современным языком, пи-ара автору она не принесет. Ни пи-ара, ни гонорара…

Исходя из этого, зададимся вопросом: зачем же автор ее написал?.. Зачем потратил много времени на ее создание?.. (Я не знаю, сколько конкретно, однако уверена, что за три месяца такое сложное произведение ни за что не напишешь!)

Затем написал, видимо, что такие книги для “штучных” читателей – это литература per se , то есть, литература в чистом виде. Или, как раньше говорили, искусство для искусства.

Ведь говорилось же некоторыми апологетами, что художник должен взойти в башню из слоновой кости, чтобы заниматься творчеством. И только пока он там, в этой башне находится, он может создать что-то на самом деле ценное, что-то “настоящее”.

Похоже на то, что Сергей Иванов отыскал адрес “башни из слоновой кости”, разведал ее местоположение и обитал в ней на полном законном основании, создавая свою книгу.

Каждая “ботаническая сказка” повествует о сложных приключениях не простых героев. Сложные приключения, как правило, происходят на Земле или в космосе, в одной или в нескольких вселенных. Герои по ходу действия могут изменяться, трансформироваться, - на то она и сказка!

Но финал каждой сказки одинаков: в последний момент из последних сил герой превра-щается в какое-то земное растение. То есть, говоря точнее, герой не просто превращается, а становится родоначальником данного растения…

Все сказки динамичны, сюжет их предельно напряжен.

“Мятежный дух был сутью Ар-Бааса. Ничьей власти над собой Ар-Баас не мог признать!”- читаем мы первые фразы “Сказки про арбуз”. Читаем и – оказываемся внутри сказки, и стремительно мчимся вслед за героем, боясь отстать и ни в коем случае отстать не желая.

Можно усеять не одну страницу выдержками и цитатами из разных сказок, собранных в

этой книге. Но я этого делать не буду.

Автор бесспорно талантлив, что он наглядно доказал своей книгой. Но он еще, к тому же, прекрасный стилист, в чем легко убедиться, внимательно прочитав сказку за сказкой.

Герои земные и герои космические, в конечном итоге, делают одно и то же: дарят Земле еще одного представителя прекрасного растительного мира – цветок, дерево, куст…

Главнейшая мысль книги, как я ее поняла: Вселенная и Земля неразрывно связаны. Вселенная породила Землю и породила все формы жизни на ней. Любые земные растения – дети Вселенной. Сколки, проекции, модели, копии… И каждая проекция, каждая модель связана крепкой нитью с тем космическим объектом, коим она порождена. Миллионами таких нитей связана Земля с Мирозданием.

Вселенная следит за своими созданиями и накажет любого, кто вздумает на жизнь ее детей покуситься…

Более того: Вселенная представлена на Земле в виде тех же растений. Каждая травинка – есть образ какого-то иноземного объекта. Земной растительный мир, взятый в совокупности, - это, по мнению автора книги, сложнейшая модель сложнейшего строения Вселенной.

Скажем, если где-то в космосе родилась звезда или целая галактика, то на Земле это отразится в виде появления нового растения или группы новых растений.

Так что, гуляя по летнему лугу или по лесу, мы, на самом-то деле, путешествуем по беспредельному мирозданию, наслаждаясь видом созвездий, удаленных от нас на тысячи и миллионы световых лет…

Не правда ли, какая красивая и какая “безумная” идея?.. По-моему, она достаточно “безумна” для того, чтобы признать ее истинность!..

 

Светлана Смирнова,

искусствовед

 

 

© 2009-2015, Сергей Иванов. Все права защищены.