Проза
 

“ХОТЯТ ЛИ ЮНЫЕ ВОЙНЫ?..”

Отцы и дети” – конфликт поколений – это вечная тема.

Почему возникает такой конфликт?.. Почему упорно возобновляется ? ..

Видимо, потому, что человеческое общество изначально устроено негармонично, неправильно, плохо, несправедливо.

Возникает даже подозрение: устроено ли оно вообще как-то?.. Ибо во все времена своей истории оно бурлит, оно кипит, оно демонстрирует свою явную нестабильность.

А нестабильность чревата чем?.. Да ничем иным, как взрывом!..

А “взрыв”, применительно к обществу, - это, конечно, война!

Война для нас, людей, как бы мы ее ни проклинали, - наиболее привычный образ жизни.

Вся наша история – это история войн… Непрерывная череда боевых столкновений!..

И даже капитализм, который, как я понимаю, на сей день – вершина социального прогресса, - это не что иное, как война всех со всеми…

Возвращаясь, к “отцам и детям”, мы понимаем, что причина “вечного” конфликта прояснилась. Она предельно и парадоксально проста: дети, приходя в постоянно воюющий мир, не хотят этот мир принимать, не хотят считать его своим. Не “мир” (то есть, община) нужен детям, а “мир” (то есть, спокойствие, безмятежность, отсутствие войны).

Не принимая страшного мира постоянного насилия, дети с неизбежностью вступают с ним в конфликт. То есть, пытаются с ним воевать!.. Не желая войны, они вынуждены воевать. Ибо мирным путем войну не победишь!.. Таков парадокс!..

В своей новой книге Сергей Иванов как раз и показывает общество, в котором антагонизм взрослых и детей доведен до предела, до полного неприятия, до полного взаимоотторжения одних другими.

Взрослые в таком обществе всем довольны, ибо их материальные потребности удовлетворяются полностью. Общество гарантирует им сытость, комфорт, развлечения. (Как тут, кстати, не вспомнить древнеримское “Хлеба и зрелищ”!)

При таком раскладе дети совершенно не нужны, они воспринимаются как помехи, как агрессивные пришельцы, что покушаются на устои, нарушают мир, покой, порядок.

Запрет на рождение детей – местный “железный” закон. Самый “железный”, самый непререкаемый. Если какой-то ребенок все же “прорывается” на свет, он воспринимается родителями и прочими взрослыми как враг, как преступник, подлежащий наказанию.

Вы скажете: это уродливое, не человеческое, не человечное общество, - и будете правы. Но для людей, живущих в нем, такое положение дел, такой порядок бытия привычны и естественны. В книге Сергея Иванова это убедительно показано. Эта “естественность неестественности” меня поразила, и я вместо отвращения к этим жутким взрослым почувствовала жалость к ним и глубокую симпатию к их обездоленным и героическим детям…

“Ощетиненность” детей понятна и оправданна. Жить, осознавая, что самый факт твоего рождения, появления на свет, это уже преступление, - невыносимо!.. Невыносимо, ибо непонятно! Непонятно, почему я таким родился?.. Почему я в этом виноват?.. Ведь это же меня родили, а не я родил сам себя!..

Изображенное в книге общество уже готово сделать последний шаг: готово отселить всех “агрессивных пришельцев” в резервации. То есть, полностью отказаться и отгородиться от них.

Но дети, опережая взрослых, уходят сами…

Тут, кстати, я хотела бы дать автору совет: напишите еще одну повесть на эту тему!.. Повесть о том, как бессмертные взрослые все-таки отделили от себя “случайных” детей, загнали их в резервации.

Хотелось бы узнать, что показало бы такое художественное исследование? Каково будет в резервациях детям? Какие там могут быть коллизии? К чему приведет такая жизнь детишек? Тоже к войне со взрослыми?.. Или в данном случае всё обойдется без нее?..

Я бы, наверное, сделала такой финал: пытливые дети и подростки создают в резервации космический корабль и улетают на нем от инертных и бессмысленных взрослых…

Весьма, как мне кажется, по смыслу близка к “Детской войне” и другая повесть сборника. Я имею в виду “Ловчую сеть”. Она необычна, оригинальна, странна… Центральная ее тема почти такая же, как в “войне”: противостояние юного человека, начинающего жить, и внешнего мира, борьба юного человека против внешнего мира. Разница в том, что в “войне” действует множество детей, а в “ловчей сети” показан один-единственный подросток…

 

Что же касается еще одной повести сборника – “Животина” – я скажу о ней коротко. Прочитала я ее с ностальгическим удовольствием. Автор – хороший стилист. Видимо, в юности ему нравилась советская фантастика. И в данной повести он выразил ей, ушедшей в прошлое, свое искреннее уважение. Некоторые мотивы повести достаточно современны, но по стилю – это хорошая фантастика доперестроечных времен… Хорошее литературное “ретро”…

 

Единственный рассказ сборника – “Эдем” – милая шутка, удачный вариант альтернативной мифологии. Как бы возврат к той интересной, смелой “Новой мифологии”, которую автор опубликовал в одной из своих предыдущих книг. (см. “Космические сказки”).

 

Подводя итоги, скажу еще вот о чем. В этом сборнике автор, во-первых, дерзко нарушил традицию. Ибо конфронтация детей и взрослых традиционно никогда и никем не доводилась до такой остроты…

А во-вторых, он наглядно показал, что чтит литературные традиции прошлых лет и не пренебрегает ими в своих творческих исканиях…

Как мне кажется, ему можно искренне сказать “спасибо” и за то, и за это!..

 

Светлана Смирнова,
искусствовед.

 

 

© 2009-2015, Сергей Иванов. Все права защищены.