Проза
 

Давайте поиграем!

Фантастика!” – восклицаем мы, выражая высшее восхищение чем-то. “Фантастика!”- говорим пренебрежительно, подразумевая полное недоверие…

Таким образом, “фантастика” в нашем языке – это и “хорошо” и “плохо”. Но мы с вами не будем брать крайние значения этого слова. Мы с вами постараемся проникнуть в его “золотую середину”.

Итак, фантастика!.. Или даже еще конкретнее: фантастика современного писателя Сергея Иванова.

Я бы сразу сказала главное: он пишет классически ясно, классически просто.

Для тех, кто не знает, поясню: достижение ясности и простоты – самое сложное, что может быть в литературе, один из главнейших признаков настоящего таланта, подлинного мастерства.

У Сергея это получается легко, словно бы играючи. Мы, читатели, не видим, каких усилий, каких трудов, сколько пота и крови стоила ему эта “легкость”. И, конечно, мы благодарны автору за то, что он не обременяет нас “кухней” своего труда.

Ведь фантастика – это, прежде всего, праздник. Праздник познания, праздник мысли, праздник ярких картин и необычных действий.

Любой праздник нужен зачем?.. Ну конечно, затем, чтобы на время забыть про будни с их повседневными надоедными заботами и хлопотами. Затем, чтобы “душа воспарила”, и в ней встрепенулось, оживилось что-то детское, свежее, наивное…

Тот ребенок, которым любой бывает в начале пути, остается в человеке навсегда. Просто кто-то прячет “того ребенка” глубоко-глубоко в себя, как в темницу. А кто-то для него оставляет в сердце своем цветущий садик или лужайку…

И фантастика – это, по-моему, прекрасный взрослый способ “возвращения в детство”. Читать фантастику – страстно, самозабвенно, взахлёб, хохоча и роняя слезы, - способен только тот, в ком детство живо.

Взрослея, мы просто-напросто заменяем детские сказки хорошими фантастическими книгами, подобными той, что сейчас у вас в руках. Ибо так устроен мир, и так устроен человек, что взрослеем мы только “снаружи”, взрослеем только телесно и старимся только по видимости. А на самом же деле внутри себя, на уровне души, навсегда, на всю свою жизнь остаемся юными, молодыми.

Ведь заповедал же Бог: “Будьте как дети!” А поскольку душа наша – вечная частичка вечного Бога, - постольку и остается она вечно “детской”.

Но, конечно же, фантастика – это не просто “сказки для взрослых”. Есть у нее и другие функции, другие задачи.

Самыми важными, на мой взгляд, - помимо той, о которой говорилось выше, - являются функции моделирования и прогностики.

Для выдвижения прогнозов и моделирования ситуаций фантастика подходит идеально. Поскольку фантаст внутри “своей” вселенной – демиург, он имеет безграничные возможности для исследования, для изучения самых невероятных событий.

Возьмем, к примеру, повесть “Давайте поиграем!” Автор показывает нам Россию, в которой ростки национализма дали обильные всходы и плоды. Контроль за людьми доведен до предела: президент страны и его специальные службы могут уничтожить любого простым нажатием кнопки.

И все-таки предела тоталитаризму нет. Мы видим, что в конце повести к власти приходит националист еще больший, националист “идейный”, так называемый “человек искусства”. Таковым, помнится, считал себя и печально известный Адольф Шикльгрубер…

Другая ситуация в повести “Должно быть разрушено…” Здесь изображен мир, - видимо, внеземной, - в котором существуют раздельные цивилизации детей и взрослых. Между этими двумя цивилизациями существует непримиримый антагонизм в крайнем своем воплощении. То есть, эти цивилизации находятся в состоянии перманентной войны друг с другом. Эта повесть – как, впрочем, и все другие, - легко воображается в виде картинок, в виде образов. Читая книги Сергея Иванова, я словно вижу художественные кинофильмы в глубине своей головы. И то, что реальный кинематограф еще не добрался до этих повестей, - ошибка, недогляд, упущение, утрата возможностей снять по-настоящему хорошие ленты…

А в повести “Лето в деревне” мы глазами героя-подростка видим не кого-нибудь, а настоящего бога, то ли побежденного в войне, то ли ставшего жертвой каких-то “божественных”интриг и сосланного на Землю из параллельной вселенной.

У этого “ссыльного” налицо амнезия, может быть, искусственно вызванная его врагами, может быть, спровоцированная шоком перехода из одного мира в другой. Герой-подросток становится другом и помощником старика-бога, и тот, поддержанный детской дружбой, постепенно обретает себя как земного человека. Хотя до конца довести такое обретение ему не дают иномирцы-наблюдатели, приставленные к нему…

Самая симпатичная, веселая, безудержная фантастика в этой книге – повесть “Школа”. В ней хорошо показано, каким опасным способно стать заигрывание с неподвластными человеку высшими силами. Безответственная учительница и симпатяшка-первоклашка, наделенная даром волшебства, вызывают из подпространства демонические силы, которые, в конечном итоге, захватывают их школу всю целиком – от гардероба до крыши.

Мы, читатели, сопереживая героям, улыбаясь их похождениям, как бы ненароком постигаем важные истины: мир устроен очень сложно, всё в нём связано со всем, вторгаться в него грубо, как слону в посудную лавку, нельзя ни в коем случае, за любой непродуманный шаг он может очень жёстко наказать…

Сергей Иванов – хороший писатель и хороший фантаст. Эти утверждения в доказательствах не нуждаются. Наилучшее для них доказательство – сама эта книга.

Но, как мне кажется, он совершает очень большую ошибку, не желая или не умея пиарить, пропагандировать, рекламировать свои книги.

В наши дни только написать и только издать – этого совершенно недостаточно. Сегодняшний писатель должен сознательно “суетиться”. То есть, обеспечивать своим сочинениям наивозможную рекламу. Как это делать, - каждый должен придумать сам, поскольку раньше – в советские времена, - писателям этим заниматься не было никакой нужды, и, естественно, каких-то единых, обобщенных рекомендаций не существовало тогда и пока что не существует ныне.

Кстати, мимоходом могу подарить идею любому литератору: напишите пособие “Как пиарить свою книгу”, и оно непременно, обязательно, однозначно станет супербестселлером.

Завершая статью, могу сказать, что сама я, как читатель, очень довольна своим знакомством с творчеством Сергея Иванова. От всей души хочу пожелать этому писателю обрести большую известность и быть неоднократно экранизированным. Он этого достоин.

 

Светлана Смирнова,
искусствовед.

 

 

© 2009-2015, Сергей Иванов. Все права защищены.