Проза
 

Прочитав роман…

Прочитав роман, можно сделать три вещи: отложить его и забыть, поругать его и забыть, подумать о нем и все равно забыть…

“Конец – молчание!” – говорил Гамлет. Эта фраза, к сожалению, применима к большинству современных литературных произведений.

Но если вы подумали, что я отнесу слова Гамлета к прочитанному вами роману Сергея Иванова, то вы ошиблись.

Этот роман я бы ни в коем случае не причислила к “обычным” романам-фэнтези.

Чем же он отличается от “рядовых” и “среднестатистических”?

Давайте поразмыслим вместе!...

Прежде всего, тем, что его автор – тонкий стилист, прекрасно чувствующий каждое слово, построение и интонацию каждой фразы. Ему чужда неряшливая скоропись, необязатель-ность речи. Он знает, о чем хочет сказать, и поэтому говорит точно, взвешенно.

Постоянное и симпатичное свойство прозы Сергея (свойство, о коем я уже говорила в других своих статьях) – ее “наглядность”. Читая книгу, тут же, за ее строчками, за плоскостью бумажной страницы, видишь другую плоскость: экранную. И на экране этом – полноцветно, полновесно, объемно, - действуют те герои, слова о которых ты только что, секунду назад, прочитал.

Эта параллельность, “одновременность” словесного и изобразительного (“киношного”) рядов – характернейшая особенность разбираемой нами прозы. Все книги нашего автора – это полнометражные кинофильмы, зашифрованные в слова при помощи шифровальной машинки “Энигма”, которая наверняка стоит на его рабочем столе…

Вот Матушка – один из центральных персонажей романа. Какая она живая, какая теплая, какое сочувствие вызывает! Ее несчастный народ обманут, вышвырнут из своих исконных мест обитания, лишен своих исторических корней. Они, ее одноплеменники-русиничи, - не помнят, откуда они родом, не помнят, где та земля, что их родила и взрастила. Не знают, что их нынешний “благодетель” Тугарин – и есть тот их смертельный недруг, что когда-то уничтожил их дивную Русинию, а их поначалу заставил скитаться по белу свету, а затем привел их сюда, в свое логово. Он, Тугарин, вроде бы, даровал остатку русиничей телесное бессмертие и, вроде бы, должен быть за это восхваляем. Но при этом он почти уничтожил душу народа, лишил русиничей национального самосознания.

Победил он их просто. Он устроил так, что им, замороченным, ни о чем не надо думать, ни о чем не надо беспокоиться, ни о чем не надо заботиться. В каждой избе есть свой “змеюн”, который волшебным образом обеспечивает все нужды живущих здесь, - поит, кормит, одевает, обувает. Казалось бы, малина, а не жизнь! Лежи на печи да ешь калачи!..

Не тот ли это пресловутый “рай на Земле”, что нынче практически построен Западом, и что так много лет мечтали построить мы?..

Но вот детей иметь в этом “раю” русиничи не могут. Да и “вечность”, им дарованная, на поверку оказывается одним-единственным, бесконечно повторяющимся днем…

Люди томятся, сердятся друг на друга и на змеюнов, погружаются в бытовые дрязги, смутно ощущая, что жизнь их “не такая”, не полноценная, и не понимая, почему да отчего это происходит, что делать, и кто виноват…

Некоторые пытаются на свой лад протестовать, по-своему бороться с установленным “ор-днунгом”, то бишь, “порядком”.

Матушка, вопреки всем запретам, хочет иметь ребенка и вымаливает у Леса, у его владыки – Лесовика себе чадушко…

Батюшка пытается вспомнить историю Русинии и написать ее, воскресить ее хотя бы на бумаге…

Дедуня чудит, озорничает, изо всех сил пытается вывести из себя “своего” змеюна и других змеюнов – тоже…

Бабуня ухаживает за капищем, где собраны все божества русиничей, надеясь, что древние боги помогут народу возродиться…

Но это всё в книге потом, не сразу. А начинается роман не с чего-нибудь, а, вопреки литературным канонам, с кульминации. Во всяком случае, таково мое впечатление. Так мне кажется…

Разве это не кульминация, когда вдруг, неожиданно, в стоячее болото, пронизанное густым переплетением всяческих мелочных интересов, падает атомная бомба. И не просто падает, а еще и взрывается. И таковой “бомбой” оказывается Василек – малыш, будущий богатырь (то бишь, “храбр”), дарованный-таки Матушке волшебным Лесом…

Его появление – это и есть “атомный взрыв”, после которого всё в “остановленном”мире приходит в движение, И чтобы назвать массу тех событий, что случаются после этого, нужно пересказать весь роман, а сделать это в такой статье, как моя, конечно же, невозможно, поэтому передачу сюжета здесь я, пожалуй, и прекращу…

Книга сложная, многоплановая. Прочитав ее, над ней интересно поразмышлять, интересно поискать в ней параллели с нашим “не сказочным” миром, а их, этих параллелей, немало…

Подкупает информационная и “фольклорная” насыщенность романа. Чувствуется, чтобы написать его, автор перелопатил горы всяческих необходимых ему сведений.

Велика и красочна галерея действующих лиц. Герои и злодеи, умники и глупцы, храбрецы и трусы, любящие, сомневающиеся, ненавидящие, - кого только тут нет!..

По этому роману можно снять хороший полнометражный кинофильм, а можно и целый сериал, который будет смотреться безотрывно.

Очень интересна, на мой взгляд, философская подоплека. Автор выдвигает, ничтоже сумняшеся, “сумасшедшие”, “безумные гипотезы. Ну а какими, спрашивается, если не “безумными” и не “сумасшедшими” должны быть гипотезы в фантастическом романе!..

Несмотря на огромный объем материала, организован он, на мой взгляд, весьма стройно, логично, я бы даже сказала – красиво. Словно бы повествование движется по некоему кругу, и завершается в той самой точке, из которой исходило в самом начале…

Такие романы обязательно нужно читать, ибо они не только развлекают, но, прежде всего, развивают, многое дают уму и сердцу.

 

Светлана Смирнова,
искусствовед.

 

 

© 2009-2015, Сергей Иванов. Все права защищены.