Проза
 

“Я лечу детей”
М., “Молодая гвардия”, 1981.-125 c.

Повесть в форме записок молодого человека – студента, а затем врача.

Содержание:

Часть ПЕРВАЯ
"Что там впереди?"

— Раздел 1

— Раздел 2

Часть ВТОРАЯ
"Приходи к нему лечиться"

— Раздел 1

— Раздел 2

— Раздел 3

 

 

Предисловие старого врача...

 

Я лечу детей уже тридцать семь лет, и мне интересно и трудно представлять молодому читателю книгу молодого врача. Эту книгу смогут прочесть школьники-выпускники на Сахалине и на Урале, в Якутии и в Таджикистане. Кому-то, я верю, она поможет осознать призвание. Кому-то внушит мысль, что медицина не для него. Кого-то заставит впервые задуматься: каков я есть? Что я могу? Где мое самое главное, самое необходимое дело?

У нас, у старых, у кого сегодня титулы и звания, были другие пути. Мы входили в медицину более трудно и драматично. Война обожгла и закалила нас.

Для молодых мы — учителя. Наши книги, рассказывающие о пройденном, о пережитом и понятом, фундаментально-неторопливы. Можно назвать хотя бы две из них: «Сердце хирурга» Федора Углова и «Мысли в пути» Станислава Дoлецкого. Это книги-отчеты: отчеты перед собственной совестью, перед народом, нас воспитавшим. Это книги-итоги: они заключают большие жизненные отрезки, концентрируют мудрость старших медицинских поколений.

Книга Сергея Иванова тем и необычна, на мой взгляд, что по форме своей — это записки, даже мемуары. Мемуары молодого врача, рядового великой армии медиков. Их тема: рождение специалиста, взросление юноши, смутно желающего после школы яркой, не банальной жизни для себя; его самопознание, самовоспитание. Книга написана эмоционально, чуть задиристо. Я бы сказал, что в ней есть какая-то приподнятость. Фальшивости, надуманности, ложной патетики в книге нет, потому что автору ничего не нужно придумывать: он в медицине свой, не посторонний; он ведет разговор «изнутри» медицины.

Кое-где мне хотелось замедлить повествование, даже досадно было, что автор молодой, стоит на пороге жизни и не думает про обстоятельность. У него так много интересных наблюдений и точных зарисовок, что их, видимо, хватило бы на большой и увлекательный роман.

Наверное, этот роман со временем появится. А сегодня уже появилась нужная и полезная книга.

 

Г. А. Баиров

лауреат Государственной премии СССР, член-корреспондент АМН СССР, главный детский хирург Ленинграда.

 

 

 

...и писателя.

 

Автор определяет жанр своего произведения словом «записки», как бы, может и невольно взывая к снисхождению: много ли спросишь с записок? Однако так сложилось, что записки есть жанр скорее стариковский, скорее поэтический, нежели прозаический. Тем более и прочтение произведения Сергея Иванова убеждает в том, что перед нами повесть, написанная по законам повести на документальной основе, что делает ее тем более ценной. В ней есть тема — детская врачебная теория и практика, время действия — наши дни, места действия — Ленинград и Урал, хронология событий — от студенческих лет к самостоятельной работе. Герой повести — сам автор. Остальные воспринимаются массовкой, проходят и исчезают, но не от бессилия автора описать их, а от логики самой описываемой жизни — люди приходят и уходят в жизнь героя, тем более героя-врача.

Посему и судить повесть С. Иванова надо, как принято, ее собственным законом. Вначале она даже несколько коробит: мелькает пунктир событий, рваность эпизодов, лихость фраз...

Но вскоре вдруг замечаешь, что повесть захватила чтением, что стала интересной. Что произошло? А то, что видишь пред собою человека искреннего, правдиво пишущего, более того, влюбленного. Ведь он — детский врач.

«На третьем курсе мы увидели первых пациентов. Гибкие, нежные человечки, одетые в одинаковые пижамки, смотрели на нас доверчимо и строго... Мы смущались, подходя к ним. Не знали, как заговорить, как держаться... Нас учили врачевать ребенка — понимать его нам предоставили научиться самим.

А он, больной, оторванный от мамы, растерянный и напуганный, ждал понимания и только потом лечения».

И за честность, особенно за сострадание к детям, веришь автору, даже ловишь себя на мысли — вот бы к кому водить детей, когда они, не дай бог, заболеют.

«После института мы еще такие несмышленыши! Вчера доблестью было удрать с лекции, сегодня казнишь себя — зачем удирал, идиот!»

А поверив автору, поддавшись обаянию его личности (а проза как рентген высвечивает душу своего создателя), понимаешь, что тебе интересно узнать все новые и новые истории болезней, интересно познакомиться с врачом Мишкой (даже и панибратство такое объяснимо, ведь они с автором сверстники, ничего, что Мишка через какое-то время становится главврачом), интересно читать страницы вечного медицинского противостояния заматерелых медсестер и фельдшериц и молодых врачей, интересно проверять себя как родителя глазами врача, потому что много самых различных родителей встречается нам на страницах книги.

И как жалко, что книга почти мгновенно обрывается...

И вдруг оказывается, что ты присутствовал во во время становления личности, что этих страниц автору хватило, чтобы охватить тебя разноголосьем характеров, и что вся полифония, говоря по-ученому, не подмяла, не оставила впечатления пестроты, напротив, она кажется необходимой, она в русле профессии врача.

 

Владимир Крупин

 

 

© 2009-2015, Сергей Иванов. Все права защищены.